Анатолий Иванович всегда
стремился сформировать у своих питомцев критическое отношение к прочитанному
в книгах и журналах (даже учебниках!), приучить их не принимать сразу
на веру всё, что они видят на экране телевизора или мониторе компьютера.
Отметим ещё одну важную деталь: учитель старался всегда поощрить нашедшего
ошибку, ведь её обнаружение свидетельствовало о том, что ученик достаточно
глубоко проник в изучаемый материал.
Поэтому не удивительно, что ребята постоянно
рассказывали Анатолию Ивановичу о своих находках, принося в класс
книги, журналы, распечатки статей из сети Интернет.
Так было и в этот раз, когда внимание 11-классника
Максима привлекла статья Г.Г.Никифорова «Работа над ошибками» в журнале
«Физика для школьников» (N3 за 2011 год).
– Статья мне очень понравилась, – начал Максим,
– ведь в ней подробно рассказывается не только о том, как с помощью
работы над собственными ошибками добиться успеха при выполнении заданий
ЕГЭ и даются полезные советы по подготовке к экзамену. Не менее важно
для меня было заглянуть «на кухню» экспертов, проверяющих наши работы.
Конечно, общие критерии оценивания нам в принципе известны, но ведь
эксперты – живые люди, значит каждый из них при оценке работы может
внести свой взгляд на проблему, особенно если речь идёт о качественной
задаче С1.
– Да, качественная задача почти всегда намного
интереснее расчётной, – заметил одноклассник Максима Вася.
– И всё же, – продолжил Максим, – меня очень удивил
авторский анализ решения самой первой задачи, ведь мы разбирали её
на уроке в 10 классе.
– А что за задача? – оживились одноклассники.
– Нужно ли открывать форточку в комнате, где
висит бельё, выстиранное в холодный дождливый осенний день, – пояснил
Максим. – Помните, сколько споров вызвала тогда эта задача?
– Мне кажется, – вступил Анатолий Иванович,
– вы достаточно хорошо в прошлом году разобрались в тонкостях её решения.
– Что же смутило Вас в статье? – обратился учитель к Максиму.
– Автор утверждает, что для увеличения скорости
высыхания белья форточку нужно закрыть. Я же помню, что в итоге прошлогоднего
обсуждения мы пришли к противоположному выводу. Мало того, я даже
вспомнил, в какой книге видел решение этой задачи.
И Максим, достав из сумки старенький сборник
задач Б.Б.Буховцева*), процитировал решение задачи N404:
«По условиям задачи относительная влажность и на улице, и в комнате
близка к 100%. Однако давление насыщенного пара воды на улице гораздо
меньше, чем в комнате, так как температура воздуха в комнате выше,
а для выравнивания давлений за счёт проникновения пара сквозь щели
наружу требуется значительное время. Поэтому при открывании форточки
пар начнёт быстро проникать из комнаты наружу, и бельё высохнет быстрее».
– Так значит, – спросил Витя, – Максим опроверг
автора статьи?
– Пока ещё нет, – ответил Анатолий Иванович.
– Ведь мы не слышали аргументы Геннадия Григорьевича. В статье же
наверняка было пояснение к ответу.
– Конечно, – сказал Максим, – но я и в этом
объяснении нашёл ошибку.
– Что ж, становится интереснее, – заметил
Анатолий Иванович, – тогда рассказывайте подробнее.
Максим не спеша раскрыл журнал со статьёй, затем зачем-то выложил
на стол справочник по физике и продолжил:
– Автор пишет: при ответе необходимо учесть,
что относительная влажность в комнате после того, как бельё повесили
сушить, меньше 100%, а на улице при дожде она равна 100%. Поэтому,
согласно формуле

парциальное давление пара на улице больше, чем в
комнате, а значит, при открытой форточке пар будет поступать в комнату
– высыхание белья замедлится.
– Вроде бы всё верно, но где же здесь ошибка?
– спросил Вася.
Максим сделал эффектную паузу, раскрыл справочник
на странице с таблицей зависимости давления и плотности насыщенных
водяных паров от температуры и только потом заговорил вновь.
– На мой взгляд, – осторожно начал Максим,
– автор почему-то не обратил внимание на разные температуры воздуха
и паров в комнате и на улице. Смотрите: из таблицы следует, что при
температуре в комнате 20oС плотность насыщенного водяного
пара 17,3 г/м3, в то время как на улице осенью гораздо
холоднее, допустим 6oС, тогда его плотность – 7,3 г/м3.
Значит, при открытой форточке замещение комнатного воздуха уличным
приводит к тому, что в каждом кубическом метре в комнате становится
на 10 г водяных паров меньше, то есть процесс высыхания будет идти
интенсивнее, чем при закрытой форточке. Причём, заметьте, что даже
в самом начале, когда бельё только повесили, и влажность значительно
меньше 100% (возьмём даже 50%!) – плотность водяного пара (абсолютная
влажность) снова больше в комнате, чем на улице.
– Здорово! – похвалил товарища Вася. – А почему
же тогда в статье написано по-другому? – спросил он Анатолия Ивановича.
Учитель задумался и ответил не сразу:
– Не знаю. Для меня это тоже загадка. Давайте
сделаем так: я напишу письмо Геннадию Григорьевичу о нашей беседе,
и мы подождём его ответа. А вас я прошу сделать ксерокопии статьи
и дома внимательно изучить её. Это будет очень полезно: с одной стороны,
из слов Максима мы поняли, что статья интересная, а с другой – попытайтесь
найти какие-либо возможные недочёты: может быть, обнаружите что-то
существенное.
На следующий день ребята снова собрались в
кабинете Анатолия Ивановича. По их весёлым лицам учитель понял, что
они «хором» кое-что «накопали».
– Ну, что ж, докладывайте, – начал Анатолий
Иванович.
– Мы тут обменялись мнениями в коридоре, –
начал Филипп, – и пришли к тому же выводу, что и Максим: статья очень
полезная, и хотелось бы, чтобы редакция почаще помещала аналогичные
статьи в журнале. Нам, школьникам, интересно было бы проследить за
спором между экспертами по поводу оценивания какой-либо работы.
– Замечательные пожелания! – обрадованно воскликнул
Анатолий Иванович. – Давайте напишем об этом в редакцию.
– А ошибки-то новые вы нашли? – нетерпеливо
спросил Вася, которому вчера почему-то не хватило времени для детального
ознакомления со статьёй.
–То, что мы обнаружили, едва ли можно назвать
ошибками. – заметил Филипп. – Скорее, это недочёты и опечатки. Начну
я с задачи С2.
– А я считаю, что в этой задаче все замечания
автора абсолютно правильные. – начал Максим. Но Филипп его перебил:
– Извини, тут есть маленькая тонкость. Помнишь,
Анатолий Иванович не раз говорил нам, что в динамических задачах лучше
не мудрить и все силы, действующие на тело, прикладывать к его центру
масс. На ответе это не отразится, а возможные придирки со стороны
проверяющих сведутся к минимуму. На рисунке 2г статьи автор пытается
изобразить силы так, как они действуют в реальности, например, сила
трения направлена вдоль поверхности соприкосновения бруска и плоскости
(рис. 1).

Рис. 1
– Такое изображение в задаче
С2 приводит к ошибке. – продолжил Филипп. – Действительно, рассмотрим
моменты сил, приложенных к бруску, относительно оси вращения, проходящей
через его центр масс. Обратите внимание, что через эту точку проходят
три силы из четырёх, поэтому сумма моментов сил, действующих на брусок,
не равна нулю, а следовательно, брусок должен вращаться!
– Вот это да! – воскликнул Вася. – А как же
тогда изобразить силы более корректно?
– Чтобы правило моментов выполнялось, нужно
сместить силу реакции опоры так, как показано на рисунке 2.

Рис. 2
При этом равнодействующая
сил реакции опоры и трения (я её не изобразил, чтобы не загромождать
рисунок) должна проходить через центр масс бруска. Теперь ясно, что
сумма моментов сил равна нулю.
– Отлично, Филипп! – похвалил своего ученика
Анатолий Иванович. – Есть ещё что-то существенное?
– Нет, остались только мелкие опечатки и парочка
маленьких вопросов по проверке. – снова подал голос Вася: уж очень
хотелось и ему хоть чем-то вызвать одобрение любимого учителя.
– Хорошо! – подбодрил его Анатолий Иванович.
– Выкладывайте!
– Я обратил внимание, – не очень уверенно
и немного торопливо заговорил Вася, – что эксперты оценили задачу
С4 в 3 балла, хотя в решении в двух местах не стояли единицы измерения
у расстояний от предмета до линзы и от изображения до линзы. Неужели
эксперты не заметили этого?
– Не думаю, – ответил Анатолий Иванович. –
Видимо, они решили, что снимать за эти недочёты целый балл было бы
слишком жестоко.
– Тогда ещё вопрос. – продолжил уже более
уверенно Вася. – По поводу решения задачи С5 на черновике. Автор статьи
считает, что если бы приведённое на черновике решение было в чистовике,
его оценили бы в 3 балла. Но я заметил, что в черновом варианте решение
не доведено до числового ответа, кроме того в нём нет пояснений, например,
не ясно, почему в третьей строчке решения исчезает начальная скорость
(о том, что она равна нулю, не написано нигде: ни в «дано» ни в самом
решении).
– А вы как думаете, ребята? – спросил Анатолий
Иванович.
– Наверное, подразумевалось, что в чистовике
решение будет всё-таки посолиднее. – отозвался Максим.
– Согласен. – одобрил Анатолий Иванович. –
А где же замеченные опечатки?
– Только одну разглядели. – сказал Филипп.
– В решении задачи С6 под корнем должно быть 1012, а напечатано
10-12. Но это явная опечатка.
Итог оживлённой дискуссии по традиции подвёл
Анатолий Иванович:
– Итак, проработка статьи принесла всем нам
несомненную пользу. Поблагодарим ещё раз автора и редакцию за доставленное
нам удовольствие. Ждём новых публикаций по подготовке к ЕГЭ!
*) Сборник задач по элементарной физике:
Пособие для самообразования / Буховцев Б.Б., Кривченков В.Д., Мякишев
Г.Я., Сараева И.М. – 5-е изд., перераб. – М.: Наука., 1987. – 416
с., ил.