-

О ВЕЧЕРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ЖУРНАЛУ "КВАНТ"

Команды-участницы вместе с профессором А.И.Черноуцаном и ведущим турнира.

ВНИМАНИЕ! 

Такого в нашем лицее ещё не было!

В пятницу, 25 апреля, в 14-30,

в актовом зале состоится вечер, посвящённый любимому журналу многих лицеистов и их родителей — журналу «Квант».

В программе:

1. Турнир знатоков журнала.

2. Встреча с заместителем главного редактора журнала А.И.Черноуцаном — автором знаменитого задачника.

Приглашаем всех.

Подробности на нашем сайте http://physics.lyceum1501.ru/

Жюри турнира:

1. Черноуцан Алексей Игоревич, профессор, заместитель главного редактора журнала "Квант"
2. Рахимова Наталия Турсуновна, директор лицея
3. Монастырский Игорь Борисович, к.ф-м.н., преподаватель физики
4. Калайджян Арам, студент 1 курса физфака МГУ
5. Абрашитова Наталья, ученица класса 11-1

Розыгрыш хода

Какое количество номеров «Кванта» вышло из печати с момента основания журнала по настоящее время?

Ответ

Страница 1.

ОБЛОЖКА

Назовите номер и год издания этих примечательных номеров журнала.

Ответ

Страница 2.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР (ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ)

Вопрос 1-й печати.

Какое отношение к нашему герою имеют чешский педагог Ян Амос Коменский, писатель Максим Горький, Герой Советского Союза, лётчица Марина Раскова, актер Иннокентий Смоктуновский, режиссер Александр Митта и даже американский политолог Збигнев Бжезинский?

Ответ

Вопрос 2-й печати.

Когда нашему герою было 17 лет, он решил поступать в Политехнический институт на физико-механический факультет.

В 1925 году ему можно было сдавать экзамены у себя в Пскове, и он сдал экзамены по физике, математике, химии, русскому языку и политграмоте «весьма удовлетворительно», т. е. на «пять». Ему объявили, что он зачислен студентом физико-механического факультета Ленинградского политехнического института.

Теперь предоставим слово нашему герою:

«...К началу учебного года я приезжаю в Ленинград. Прихожу на свой факультет и читаю списки принятых студентов. Моей фамилии нет!

...Назавтра утром (это было 28 августа) я направился в канцелярию для выяснения причины этого явного недоразумения. Когда я назвал свою фамилию заведующему канцелярией, он распорядился... принести мое личное дело. Он стал его перелистывать и заявил: «Вы не приняты, потому что не явились на экзамены».»

Как выяснилось немного позже,  заведующий канцелярией допустил ошибку, в которой признаться и исправить ее не хочет. У нашего героя оставался только один шанс: сдать в течение оставшихся нескольких часов все экзамены — их было пять!

И снова рассказывает сам абитуриент:

«...Я прямиком направился в первую из указанных аудиторий. Там шел экзамен по математике. За столом сидел солидный мужчина в морской форме. Позже я узнал, что это был известный профессор Р. О. Кузьмин, читавший лекции по высшей математике на кораблестроительном факультете (поэтому он и носил морскую форму). Перед ним на столе лежал задачник Бычкова по математике. Профессор раскрыл наугад задачник и предложил решить два квадратных уравнения с двумя неизвестными. Я посмотрел задачу и тут же, не решая, сказал ему ответ. Он сверился с ответом и спросил, как я так быстро решил задачу. Я ему ответил, что задача простая и решается в уме. Должен вам сознаться, что это была неправда. Дело объяснялось тем, что у меня хорошая память, а все задачи этого учебника я перерешал... и запомнил ответы.

Тогда профессор Кузьмин предложил мне другую задачу — три квадратных уравнения с тремя неизвестными. Я снова дал ему ответы, не решая эту систему, сказав, что такая задача легко решается в уме. Это, конечно, тоже было неправдой. Тогда он, закрыв задачник, предложил мне вычислить логарифм числа, что я и сделал успешно, нормальным путем. Задав мне несколько устных вопросов по геометрии, на которые я дал правильные ответы, он спросил, где я учился, и затем поставил мне оценку «ВУ» (весьма удовлетворительно)... Экзамен по математике продолжался примерно минут пятнадцать.»

Остальные экзамены наш герой тоже сдал блестяще.

Весть об этих экзаменах быстро разнеслась, декану факультета «все уши прожужжали» о том, что на его факультете появился студент, который в течение одного дня сдал все вступительные экзамены в институт и при этом «весьма удовлетворительно».

Вопрос: назовите этого знаменитого декана, которого Владимир Высоцкий в шутку окрестил «главным академиком».

Ответ

Вопрос 3-й печати.

Рассказывает младший брат нашего героя:

«Запомнился мне приезд брата в Псков весной 1928 г. Прогуливаясь в выходной день по городу, мы увидели на двери Клуба национальных меньшинств «Труд» (были в то время такие клубы) объявление о лекции на тему «Происхождение пасхи». Из объявления следовало, что лекция только что началась. Брат предложил зайти послушать. В зале были главным образом пожилые люди.

Лектор, конечно, часто ссылался на библейские сказания. Мы с братом, с детства отлично знавшие библейские сказания и тексты, всё время переглядывались, удивляясь тому, как беззастенчиво лектор их искажает, произвольно приписывает библии то, что в ней не содержится, и т. д. Лекция закончилась, и председатель спросил, не желает ли кто-нибудь выступить. Я и опомниться не успел, как брат уже оказался на сцене. В довольно длинном выступлении брат, не оспаривая тезисов лектора о происхождении пасхи, просто указывал ему на допущенные им искажения и неточности. Брата аудитория проводила аплодисментами, чего сам лектор удостоен не был.

Об инциденте стало известно заведующему клубом, и брата пригласили в его кабинет. Там ему указали, что не подобает студенту советского вуза поступать таким образом. Незадачливый лектор в запальчивости предложил брату открытый диспут на  страницах местной газеты, на что брат тотчас же согласился. Директор же просил брата выступить в клубе с лекцией на антирелигиозную тему перед молодежью. На это он тоже согласился.

Брату, конечно, не следовало выступать. Но ему было всего 20 лет, и эмоции, связанные с правдолюбием и неприятием халтуры, взяли верх над рассудочностью.

По дороге домой в разговоре о происшедшем я в первый раз услышал от брата слова, которые я потом слышал от него много раз: «Всё надо делать хорошо, даже антирелигиозную лекцию надо читать хорошо». Эти слова были, по-моему, его девизом всю его жизнь.

Через два часа мы снова были в клубе, и брат сделал доклад на предложенную ему тему. Так я в первый раз слушал публичное выступление брата, да не одно, а два в один и тот же день. Оба выступления были экспромтами. Лекция брата перед довольно большой аудиторией молодежи имела успех, тем более что докладчик был не старше своих слушателей.

По условиям того времени инцидент мог бы иметь для брата тяжелые последствия. Но как-то обошлось. По-видимому, посланный в институт номер газеты с упомянутой заметкой застрял в чьих-то дружеских руках. Я не уверен, что брат знал об этой заметке или слышал о ней. Я ему о ней никогда не рассказывал.

Вопрос: какую тему выступления выбрал наш герой?

Варианты ответа:

А) «Наука и религия»

Б) «Марксизм и вера в бога»

В) «Рождество Христово: правда и вымысел»

Ответ

Вопрос 4-й печати.

Рассказывает наш герой:

«...В 1933 году ЛФТИ отмечал свое пятнадцатилетие. Мы подготовили к этому юбилею, кроме официальной программы, шуточное представление. Оно начиналось комическим торжественным заседанием учёного совета института. С докладом на заседании выступал Абрам Фёдорович Иоффе. Он начал своё выступление словами: «Товарищи, я хочу вам рассказать о 15-дневной деятельности нашего института.

Когда его из публики поправили «15-летней», Абрам Фёдорович повторил, что он делает доклад именно о 15-дневной деятельности, потому что за последние 15 дней сотрудники института провели такую работу по подготовке к празднованию юбилея, которая, с его точки зрения, сравнима по масштабу с их 15-летней научной деятельностью. Естественно, доклад неоднократно прерывался смехом зала и аплодисментами.

После доклада ряду сотрудников были вручены премии, каждая из которых сопровождалась остроумными комментариями. Затем ученый секретарь совета огласил ряд приветствий юбиляру. Среди них была, например, телеграмма от Бойля - Мариотта: «Связи юбилеем нашего института сообщаем открытом нами законе pV = const тчк надеемся вы его успехом примените вашей научной работе тчк Бойль — Мариотт тчк кладбище Пер Ляшез тчк 1776 год». Было и поздравление от Остапа Бендера из Рио-де-Жанейро: «Освещаем город фотоэлементами тчк шлите миллион ваших фотоэлементов».

Вопрос: какая, по вашему мнению, из телеграмм, действительно была зачитана на заседании?

Ответ

Вопрос 5-й печати.

Это происходило в конце 20-х годов прошлого века в Ленинграде. Киностудии вместе с группой физиков было поручено сделать научно-популярный фильм о физике. В группе физиков был и наш герой, тогда еще — молодой сотрудник Физико-технического рентгеновского института.

По сценарию надо было отснять опыт с отталкиванием одноименных зарядов. На репетиции взяли целлулоидный шарик, поднесли к нему наэлектризованную эбонитовую палочку — шарик исправно оттолкнулся. После этого приступили к съемке. Мотор, камера... подносят палочку к шарику — никакого эффекта.

Тогда сценарий немного изменили. Лаборантка держала шарик на ниточке, подносила к нему палочку, а рядом стоял наш герой и не заметно подталкивал шарик. Съемка прошла блестяще.

Подобные трудности встретились и в других опытах, так что в результате половина кинокадров была «настоящей», а половина — тем, что сейчас называется «комбинированной съемкой». Самое интересное — когда готовый фильм показали специалистам-физикам, предупредив их, что половина опытов — поддельные, они все назвали поддельными как раз все настоящие. В поддельных опытах все было «как надо», и они сомнений не вызывали.

Вопрос: почему же не получился такой простой «настоящий» опыт?

Ответ

Вопрос 6-й печати.

Наш герой многое успел в жизни: сделал выдающиеся открытия, написал учебники для школы и университетов, во время великой Отечественной войны проявился его талант как организатора промышленности.

Незадолго до смерти, выступая перед школьниками, он сказал: «... вот я академик, руководитель большого коллектива, у меня много наград, но без всяких сомнений всё это — положение, степени, звания — обменял бы я на вашу молодость, на ваши 15, пусть 17, лет. А поменяться мне надо потому, что за долгую жизнь я не успел насладиться любимой своей физикой, не хватило мне времени, ясно вижу теперь — не хватило. Вы сами узнаете, как это бывает, кода проживёте жизнь. Поэтому сейчас не упускайте времени. Всё равно его не хватит, но хоть будет не так обидно.»

Вопрос: чему посвятил наш герой последние 15 лет жизни?

Ответ

Вопрос 7-й печати.

«Вот дом, который построил Джек...» - так начал Самуил Яковлевич Маршак своё известное стихотворение.

Физики, которые любят шутить, придумали свою версию подобного строительства:

«Вот атом, который построил Бор».

А член редколлегии журнала «Квант» Анатолий Павлович Савин к 75-летию нашего героя сочинил ещё одну версию.

Вопрос: Джек построил дом, Бор — атом, а что же построил наш герой?

Ответ

Страница 3.

НЕВОЗМОЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Невозможные объекты класса 10-1


Увеличить



Невозможные объекты класса 10-2

Страница 4.

КАЛЕЙДОСКОП «КВАНТА»

Микроопыты «Калейдоскопа»

1. Заполните одну бутылку водой, а другую такую же — песком. Дайте им скатиться с наклонной плоскости без проскальзывания. Какая из бутылок скатится быстрее? Почему?

Ответ

2. Возьмите маленький и большой резиновые мячи. Поставьте маленький мяч сверху на большой и одновременно отпустите их. Как поведут себя мячи после удара о пол. Почему?

Ответ

Вопросы Калейдоскопа «Кванта»

1. Некоторые объекты могут достигать на Земле скоростей, значительно превышающих вторую космическую, однако от Земли не отрываться. Назовите хотя бы один такой объект.

Ответ

2. ЭТА ИСТОРИЯ добавила к ЕГО прочим заслугам почётное звание, по-видимому, первого детектива.

Ответ

Страница 5.

НАШ КАЛЕНДАРЬ

Догадайтесь, кому из великих физиков, наших соотечественников, посвящена эта монета номиналом 2 рубля.

Ответ

Страница 6.

ФИЗИКИ НА МОНЕТАХ МИРА

Леонардо да Винчи НЕ посвящена монета

А) 2 лиры (Сан-Марино)

Б) 100 франков (Франция)

В) 500 тугриков (Монголия)

Г) 1 евро (Италия)

Ответ

Страница 7.

РЕКЛАМА, СЛОГАНЫ

Слоганы о «Кванте»

Команда 10-1

Только тот, кто дружит с "Квантом",
Наделён большим талантом.
И, шагая с "Квантом" в ногу,
Он найдёт свою дорогу.

"Квант" - это лучшее средство от скуки,
"Квант" - ступенька к большой науке.

Чтоб раскрыть в себе талант,
Подпишись на журнал "Квант".
Полистаешь его день
И поймёшь, что ты не пень.
Если всё наоборот,
То выписывай весь год!

Команда 10-2

О, «Квант»...
как много в этом звуке для сердца физиков слилось!
Как много в нём отозвалось!

Стихи из фильма-рекламы класса 10-2
«На белый свет из тьмы веков»

Не думайте о «Кванте» свысока,
хоть внешность вам его простою видится,
но суть его настолько глубока,
что к ней дано не каждому приблизиться.

А если всё же это вам дано,
то «Квант» вам шлёт своё благословение.
Он в мир наук откроет вам окно,
даря познаний светлые мгновения.

Увеличить

Почти все, кто готовил вечер, вместе с профессором А.И.Черноуцаном.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru